Колтун Ирина Валерьевна, учитель - логопед
Задержка развития речи: причины, симптомы, коррекция
Задержка речевого развития (ЗРР) отмечается у детей уже в раннем возрасте. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте полутора - двух лет разница несущественна, но очевидна: наблюдается отсутствие у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Речевое развитие некоторых детей в силу разных причин останавливается на этапе лепета или появления первых слов. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится более существенным. Давайте разберёмся в причинах и признаках ЗРР, и тех этапах, которые предстоит грамотно выстроить для того, чтобы речь ребёнка начала развиваться полноценно. Причины Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным нарушением. Это состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также осложнением существующих заболеваний. Среди причин можно выделить различные патологии внутриутробного развития (гипоксия плода), асфиксию в родах, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственную предрасположенность, психические расстройства, черепно-мозговые травмы, снижение слуха, заболевания центральной нервной системы. Негативное влияние оказывают также токсикозы в первой половине беременности и т.п. Симптомы Признаки задержки речевого развития у детей появляются уже в самом раннем возрасте: ограниченный словарный запас; отсутствие фразы из 2 слов («мама дай», «ляля спит») к 2 годам; отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, ограниченный активный словарный запас, когда ребенок не может выразить с помощью речи свое желание или просьбу, ограниченное количество согласных звуков (например, п, б, м, т, д и т. д.), не повторяет слова, использует в основном существительные (имена людей, места, вещи) и несколько глаголов (слова действия), испытывает сложности в игре со сверстниками, испытывает сложности понимания обращенной речи, использует несколько жестов для общения или совсем не использует жесты.
Особенности диагностики и коррекционных занятий при задержке речевого развития Коррекция любых форм речевой задержки начинается c диагностики специалиста. Она нужна для того, чтобы уточнить заключение, определить форму задержки речевого развития, оценить уровень развития высших психических функций у ребенка и определить возможные негативные факторы, повлиявшие на его состояние. Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции и запуска речи при ЗРР. Содержание коррекционной работы и форма проведения занятий будет зависеть от причины нарушения и общего уровня развития самостоятельной деятельности ребенка. Развивая совместную деятельность в игре мы также не должны забывать, что для появления речи не маловажную роль играет сформированность: · всех органов чувств; · зрительного и слухового гнозиса (формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений); · слухового гнозиса - с восприятия речевых и неречевых звуков, а также имитации, пропевания и проговаривания звуков); · пальцевого и кистевого праксиса; · артикуляционного праксиса (способность произносить звуки и слова); · понимание речи развито как минимум на уровне двухступенчатой инструкции ("возьми лейку и полей цветы"); · базовые социально-бытовые навыки (ребенок проявляет интерес к общению, сотрудничеству, умеет одеться, раздеться, есть, знает, как умываться, ходить в туалет); · инициатива (любознательность, способность сделать выбор); · мышление (выстраивание логического ряда, понимание причинно-следственных связей); · отсутствие поведенческих проблем. Если разумно поставить задачи и грамотно организовать процесс развития речи, шаг за шагом ребёнок начнёт говорить. 4 января 2020 в 16:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.